RSS

Городской портал госуслуг

статистика официального веб-пространства Москвы

1 www.mos.ruОфициальный сайт Мэра Москвы 667391Количество уникальных пользователей сегодня
2 ag.mos.ruАктивный гражданин 61619Количество уникальных пользователей сегодня
3 stroi.mos.ruКомплекс градостроительной политики и строительства города Москвы 31891Количество уникальных пользователей сегодня
4 mosgorzdrav.ruДепартамент здравоохранения г. Москвы 17077Количество уникальных пользователей сегодня
5 avtokod.mos.ruАвтокод 16581Количество уникальных пользователей сегодня
Перейти к рейтингу порталов

Москва говорит



Перейти на страницу сервиса
  • вконтакте
  • facebook
  • одноклассники
  • твиттер

Выступление руководителя ДИТ А.В. Ермолаева на заседании комиссии по образованию Мосгордумы 11 июня 2015 года

16.06.2015

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Валерьевич Ермолаев:

Добрый день. Я всегда завидовал образованию в том, что у них начинается самая сладкая пора – школьные каникулы. Сейчас самый, понятно, тяжелый период времени до 20-х чисел июня, но потом… Белая зависть.

Цель — доложиться о состоянии дел. Весь этот учебный год мы занимались основной проблемой — это решение той нестабильной работы Электронного дневника и журнала, который существовал. Эта задача была для нас номер один, поэтому я хотел бы отчитаться о том, как происходила работа, за январь-май.

Мы говорим о том, что в среднем в этот период число посетителей этого ресурса было от 700 до 900 тысяч уникальных пользователей в течение месяца, мы по месяцам мониторили, это некоторый показатель общего спроса. Напомню, что мы с вами обсуждали, что существует "горячая линия" для родителей, для педагогов, для всех пользователей, в рамках которых должны были быть установлены регламентом сроки на решение технических проблем. И, во-первых, были установлены эти сроки, во-вторых, мы мониторили, чтобы они четко соблюдались. И там лишь в пяти процентах случаев не решены в срок. Речи про нерешенные вообще не было. Напомню, что целевой показатель именно таким и был. Наша задача была также с прошлого раза провести работу по оптимизации работы в пиковый период. И мы сейчас говорим о том, что свыше 25 тысяч одновременных сессий в системе стабильно она выдерживает и, соответственно, работа ведется. Вообще, если говорить о стабильности, можно посмотреть нижний график, если всем видно, что это такое, то, собственно говоря, специально взятый внешний источник, чтобы нас не обвиняли в том, что это… мы рисуем эти графики, это "Яндекс.Метрика", который был взят для того, чтобы показать, как выглядит нагрузка на ресурс среднестатистическая в течение дня. Пиковая нагрузка на него начинается с 8 утра до где-то 16, до 17 вечера и потом плавно сходит на нет, вечером она чуть поднимается. К чему приведен этот график? Чтобы продемонстрировать, что вы здесь не видите никаких провалов именно в течение дня, то есть говорящая о неработоспособности системы. Это тот ключевой показатель, на который мы ориентировались. При этом справа фиолетовые столбики – это количество запросов в секунду, которые перерабатывает система, они тоже достаточно стабильные, причем в секунду, да, там это сотнями измеряемые, поэтому это достаточно большая нагрузка, которая есть в настоящий момент на портале.

При этом понятно, что задача была не только стабилизировать работу, но и хотя бы решить вопросы с минимальным функционалом, который существует. Поэтому было выпущено пять мини-релизов в течение этого периода времени, который улучшил сервис интеграции с реестрами контингентов и кадров, рефакторинг расписания, возможность отнесения дисциплины к тому или иному уровню образования для раздельного значения всех оценок. То есть определенный функционал выпускался и выходил релиз за релизом. Как я уже сказал, была организована абсолютно прозрачная работа call-центра, он был разделен для сотрудников общеобразовательных учреждений и для граждан. Потому что специфика обращений была совершенно разная, были как телефонные обращения, так и электронные письма, которые мы обрабатывали, создали механизм по обработке. И вы можете видеть графики количества обращений в каждую из недель. Если суммарно, мы говорим, что около 70 тысяч обращений мы обработали за этот период времени. Нужно отметить, что стабилизация хорошо. И вы мне как здесь, так и через обращения объясняли, что, да, мы стали стабильнее, но, если инструмент более или менее адекватен для родителей учеников, то есть определенная проблематика в его функционале для завучей и для управления. Потому что, напомню, что система Электронного дневника и журнала – это не просто система выставления оценок, это рабочий инструмент, с помощью которого объединяются, собственно говоря, три направления — это то, что нужно ученику, то, что нужно учителю и то, что нужно управлению школой, и в том числе Департаменту образования, по мониторингу, как работает учебное заведение, вся система отчетности. Это сложнейший механизм, который простой обыватель рассматривает как простой Электронный дневник и журнал. Мы, наверное, действительно, может быть, делаем ошибку, может быть, не делаем ошибку, рассказывая жителям, какая сложная система вообще процесса внутри школы с точки зрения управления. Наверное, это благородство системы образования, директоров школы, что они не рассказывают о своих сложностях, они продолжают это выполнять и реализовывать.

Так вот, именно поэтому возникла необходимость внести соответствующие изменения в работу электронного дневника. Был подготовлен новый релиз летний, о котором я сейчас и буду говорить. Особенности этого релиза состоят в том, что он не вносит серьезных изменений для родителей учеников, он носит только эргономический, то есть с точки зрения удобства использования кнопки и не более того, но процесс не меняется. Но появляется новый функционал для завучей, который разработан и создан на базе новой методологии, которую нам предложил Городской методический центр на основании рекомендаций Департамента образования. Значит, если в двух словах, просто попробуем объяснить, какие изменения есть и что войдет в этот новый релиз, как он появится. Об этом мы сейчас как раз и поговорим. Как я уже сказал, наша задача была эргономически подстроить для родителей учеников, чтобы им было удобнее, поэтому соответствующие изменения подготовлены, ровно как и подготовлена мобильная версия электронного дневника в приложении "Госуслуги Москвы". В настоящий момент есть одно из приложений городских, это "Госуслуги Москвы" – мобильное приложение, существующее на всех платформах, которым активно пользуются, туда добавлена функция по электронному дневнику, в том числе по уведомлениям. Почему она была добавлена? В настоящий момент мы, во-первых, несем достаточно большие расходы на SMS-информирование. Напомню, что в большинстве школ установлена система "Проход и питание" и родителю приходит, если он подписался, уведомление о том, что ребенок пришел. Это тот трафик, который идет за счет бюджета Правительства Москвы. Но даже не эта проблема существует, а проблема существует в другом: мы все с вами живем в Москве, мы знаем качество сотовой связи, несмотря на то, что мы над этим работаем, качество сотовой связи оставляет желать лучшего. У нас бывает очень много конфузных ситуаций, когда ребенок у вас болеет дома, SMS о том, что он вчера посетил школу, пришло сегодня. И вы, сидя на работе, будучи уверены, что ваш ребенок болеет, вдруг получаете, что ваш ребенок в школе, вас хватает инфаркт, вы летите в школу, выясняется, что SMS пришло с задержкой. Или многие, многие другие ситуации. Поэтому мы сейчас переходим на то, чтобы переходить на уведомление жителей не через SMS, а через общение в приложении, которое: а) дешевле для бюджета, б) более гарантированно по доставке. Уверен, что большинство из вас, на самом деле, в настоящих современных коммуникациях уже давным-давно перешли с SMS на, не будем делать рекламу, различные мессенджеры, потому что это более гарантированный способ все-таки доставить, убедиться, что его кто-то его прочитал. Вы нам давали рекомендации, за что я вам крайне благодарен, о том, что нам не надо забывать про версию для слабовидящих, которая предусмотрена. Внимание уделено календарным событиям учащихся. Напомню, что у нас учащиеся не только учатся в школе, не только выполняют школьную программу, но есть и олимпиады, и общегородские школьные мероприятия, которые учащимся нужно, собственного говоря, вести и учитывать. Кроме этого, что важно в обновленном релизе, применение к учебным предметам различных оценочных шкал, форм контроля с возможностью перевода в стобалльную или пятибалльную системы в зависимости от уровня образования. Есть элементы, где ряд образовательных учреждений по определенным предметам выбирают не пяти, а иную систему, балльную, которая должна быть предусмотрена в современной электронной версии. Она в новой версии предусмотрена, ровно, как и адаптивное расписание с учетом графиков учебных периодов, больничных преподавателей — к сожалению, у нас преподаватели иногда болеют, поэтому нужно предусматривать замену и возможность как коррекции расписания, так и ведение отметок. Подготовка именованных учебных планов, создание профилей расписания с учетом специфики зданий. Особенно сейчас это становится актуальным, когда мы говорим о том, что теперь наши объединенные школы – это не одно здание, а несколько, у некоторых даже несколько десятков, и оно должно быть предусмотрено в этом расписании, чтобы ребенок знал, в какое здание, если вдруг вы разнесли, вы хотите идти. Это та функция, которую вы просили.

Напомню, что у нас изначально была с вами дискуссия, очень активно нас сначала критиковал бизнес, потом вошел в нашу позицию и, тем не менее, мы договорились о некотором взаимодействии. О чем мы говорили до того, как появился общегородской журнал: у нас были десятки, сотни различных журналов, коммерческих, которые были настроены на организацию процессов в школе. Но он был не стандартизован, у каждого был свой. У нас были проблемы и с обработкой персональных данных, с защитой информации, зависимость от коммерческих организаций и так далее. Те не менее, мы живем в современном мире, понимаем, что пользователи выдвигают определенные требования к интерфейсу. И всем угодить всегда будет нельзя. Поэтому принимая во внимание общий спрос, мы подготовили направление, в рамках которого мы создадим, мы оставим один общий городской журнал, как и планировалось, но дадим возможность пользователям подключать свои приложения к этому общегородскому журналу. Что это означает? Что все процессы, регламенты и данные будут обрабатываться в рамках общегородской системы и будет единая и унифицированная для всех, ничего не будет меняться. А вот те самые приложения, про которые мы с вами говорим, которые есть в большом числе, смогут создавать уже эти приложения, используя всю инфраструктуру центральную, городскую. Что это нам с вами дает? Это нам с вами дает возможность, еще раз: защитить свои данные, выстроить процессы, чтобы у нас все было интегрировано, чтобы работала система отчетности. А для родителей, у которых есть, допустим, определенная вкусовщина, и для учеников будет возможность скачать любое из этих приложений. Уверен, что бизнес их предложит достаточно большое множество, но все они будут работать по единому стандарту. Просто у кого-то оно будет красненькое, у кого-то оно будет желтенькое, у кого-то с синенькой кнопочкой, но функционал будет стандартизован и функционал будет у всех одинаковый. Мы с вами в этом добьемся того, что право выбора остается, но не меняется, самое главное — наш с вами процесс. И что мы одинаково учитываем, и двигаемся вперед. Мы планируем это тоже точно так же открыть в рамках нового релиза.

Какую ошибку мы не хотим совершить? Я вам рассказал некоторый функционал, который выходит в новом релизе. Учитывая, что появляются какие-то новые процессы, не только связанные со стабилизацией, мы не хотим повторения ситуации, как она произошла когда-то, давным-давно. Именно поэтому мы десять раз отмерим и только потом один раз отрежем. Поэтому следующий алгоритм предлагается к действию. Помните, мы в прошлый раз говорили о том, что у нас огромное количество школ, и всем участвовать в процессе тестирования накладно и учитывать мнения. Мы договорились о том, что будет определенная группа школ, не одна и не две, в данном случае мы говорим о 30 школах, в рамках которых предполагается провести тестирование этого функционала, который новый. Еще раз напомню, что это больше изменение функционала завучей. И он относится к тому, что некоторым образом изменилась методология, которая разработана Городским методцентром. Для родителей же учеников ничего, кроме, еще раз, внешнего вида и цвета, меняться не будет. Наше предложение состоит ровно в одном, что 20 июня начинается первый этап – школы подключаются к проведению этого тестирования, которое будет длиться до момента принятия решения о запуске нового релиза. Часть школ я уже здесь привел, потому что их пригласили, уже с ними провели переговоры, и второй этап — оставшиеся школы, они точно так же будут уведомлены и будут активно принимать в этом участие. Значит, с 20 июня будет идти как функциональное тестирование, так и технологическое тестирование, в рамках которого мы должны до 1 августа принять решение о выпуске этого релиза. И у нас с вами будет две опции. Одна опция – это запуск. Если мы говорим, что без сучка и задоринки, у этой фокус-группы все прошло хорошо, и они действительно поддерживают это, то этот запуск одновременно во всех школах города Москвы. Другой вариант говорит о том, что, давайте, да, хорошо, но он все-таки требует некоторого, чуть большего, пристального изучения. Тогда будет принято решение о запуске в пилотной зоне, той, про которую я говорю, около 30 школ, соответствующих количеству участников. И допускается также вариант, опять-таки, остаться, есть еще третья опция, она здесь не приведена — не проводить переходный релиз, а остаться на том, который есть сейчас и спокойно дальше продолжить. Поэтому я хотел бы обратить внимание, что мы учимся на своих ошибках и не хотим их допускать вновь. Поэтому, это будут, естественно, планы работы только после принятия результатов этого тестирования.

Почему этот еще важный для нас релиз? Работа с Электронным дневником и журналом – это для нас отчетные формы не только родителей с учениками, с их отметками, эта и работа с образовательной средой электронной, которую мы точно так же подключаем. Мы с вами знаем о том, что внесено изменение в приказ Минобра, и большинство учебных материалов теперь обязаны представляться также в электронной форме. По идее, удобный функционал, но пока это не что иное, как pdf, проще говоря, отсканированная электронная версия этого же учебника, которую будут издательства прикладывать. Мы же, конечно, в Москве идем дальше. Мы понимаем, что нужно использовать современные технологии. И поэтому уже год как работает электронная платформа с образовательным контентом, в рамках которой целый ряд учебников переведены в интерактивную форму. И они, естественно, проинтегрированы с действующим Электронным журналом и дневником. О чем я говорю? Я говорю о том, что, вы, ваши преподаватели, в настоящий момент работая с учениками, давая домашнее задание, совершенно спокойно будут вносить главу электронного учебника в домашнее задание, и любой ребенок и преподаватель, кликнув на эту страничку в Электронном дневнике и журнале, сможет всегда перейти на этот учебник и начать с ним работать, и вернуться обратно. Речь идет о полной интеграции, которая в настоящий момент создана и тестируется. Я просто в двух словах хотел объяснить, куда мы движемся, как эта часть будет развиваться.

Напомню, что в этом году мы в семи школах провели соответствующую работу на тестирование. Было 2,5 тысячи учащихся, 90 педагогов. Мы проводили на четырех учебно-методических комплексах. Это история, химия и биология, в рамках которых были представлены полностью электронные образовательные материалы.  Напомню, что цель – создать не только удобную среду, но и недискриминационную, дав возможность в настоящий момент и учителям, и ученикам работать не только с учебными материалами только одного издательства, но и всех издательств. И тем самым компоновать материалы, как удобно в учебном процессе. При этом чтобы это было встроено в систему – самое главное – той самой отчетности, по которой отчитываются, опять-таки, учебные заведения — что использовалось, как использовалось, какая методология, какие материалы. И это не накладывало ограничения на возможность креатива преподавателя при подготовке учебного материала.  Мы говорим о том, что эти два взаимосвязанных проекта, они будут точно так же развиваться. Я просто хотел напомнить, что в этом году мы с Исааком Иосифовичем договорились о том, что во всех школах, которые являются центрами межрайонных советов, будет дана возможность использовать эти электронные учебные материалы. И будет возможность в этих 37 школах так же, как и в предыдущих семи, активно этим инструментом пользоваться, для того чтобы дать возможность работать в электронном виде не только ученикам этих избранных школ, но и большему числу. И постепенно готовиться к тому, что мы можем полноценным образом использовать достижения современной техники.

Возвращаясь к тому, о чем я, собственно говоря, докладывал, задачу, которую вы нам ставили по стабилизации в начале этого календарного года, мы достигли. Мы можем это доказать количеством пользователей, метрикой и всем остальным. Вторая задача — именно эту задачу вы ставили – стабилизировать, чтобы не пропадали данные. Доработанный функционал частично был сделан в течение этого года, частично предлагается с учетом новых особенностей уже в этом летне-осеннем релизе, который мы, понимая ошибки предыдущего периода, не допускаем, поэтому предлагаем провести тестирование. О запуске будет принято решение 1 августа совместно со школами и совместно с Департаментом образования. И мы двигаемся дальше, понимая, что нам нужно двигаться в интеграции с самим контентом. И в 37 учреждениях будет предложена возможность, подчеркиваю, использования – это уже решать самим школам – непосредственно этого электронного контента, который будет представлен большим числом предметов. Это будет вестись работа уже непосредственно с этими учебными заведениями. И последнее, на чем я хотел остановиться – это базовые предложения к Мосгордуме с моей стороны о том, что все-таки переходить из режима авральной работы в некоторую плановую и дискуссионную. Я считаю, что наиболее удачной данная площадка является для обсуждения проблематик и сторон развития дальше, с точки зрения информатизации образования. Потому что я сейчас показал лишь малую часть. Я считаю, что нам надо сделать наши встречи регулярными в части обсуждения этой тематики. И предложил бы где-то раз в месяц, раз в два месяца проводить обсуждения с целью понимания, где мы находимся с точки зрения развития Электронного дневника и журнала - я надеюсь, это уже будет вторично, — и все-таки больше с точки зрения информатизации образования в целом, для того чтобы вы могли доносить нам и корректировать общий вектор нашего движения. И мы могли бы доносить, куда двигаются технологии, что мы уже можем предложить городу, чтобы мы могли развиваться.

Ознакомиться с презентацией "Московская электронная образовательная среда: текущие итоги и планы по развитию"

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати