RSS

Городской портал госуслуг

статистика официального веб-пространства Москвы

1 www.mos.ruОфициальный сайт Мэра Москвы 667391Количество уникальных пользователей сегодня
2 ag.mos.ruАктивный гражданин 61619Количество уникальных пользователей сегодня
3 stroi.mos.ruКомплекс градостроительной политики и строительства города Москвы 31891Количество уникальных пользователей сегодня
4 mosgorzdrav.ruДепартамент здравоохранения г. Москвы 17077Количество уникальных пользователей сегодня
5 avtokod.mos.ruАвтокод 16581Количество уникальных пользователей сегодня
Перейти к рейтингу порталов

Москва говорит



Перейти на страницу сервиса
  • вконтакте
  • facebook
  • одноклассники
  • твиттер

Интервью замруководителя ДИТ Владимира Макарова агентству "РИА Новости"

30.01.2015

Последние несколько лет столичные власти активно занимались внедрением информационных услуг в медицинских учреждениях. Москвичи уже привыкли к системе удаленной записи к врачу, постепенно появляются и другие сервисы – электронные рецепты, электронные медицинские карты и т.д. О том, как информатизация будет развиваться в столичной системе здравоохранения в ближайший год, корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Владимир Макаров.   

 
— Владимир Владимирович, как идет внедрение Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в столичных медицинских учреждениях?

— Федеральная программа модернизации здравоохранения уже завершена, но мы в столице продолжаем прикладывать усилия по информатизации отрасли, и конца этому не видно. По-моему, закончить работу в этой области в принципе невозможно. Можно только постоянно находить баланс между инвестициями и их полезностью.

Меня радует, что мы не только построили базу и инфраструктуру, сделали сервисы для врачей, дали управленческую информацию для принятия решений, но и смогли научить врачей и управленцев пользоваться всем этим.

У ЕМИАС есть так называемый «ситуационный центр», который дает возможность Департаменту здравоохранения Москвы в режиме онлайн оценивать доступность медицинской помощи для пациентов. Каждый раз, когда пациент записывается к врачу – например, к терапевту, — мы фиксируем, была ли у него возможность попасть на прием в тот же день или на следующий. Если пациент должен был ждать 0-1 день – эта запись загорается в ситуационном центре зеленым цветом, если 2 дня – желтым, а если больше 3 дней – красным.

Мы проанализировали все записи к врачу в Москве за 2014 год и узнали, какая доля пациентов имела возможность попасть на прием к врачу в установленные сроки.

— И каковы же результаты Вашего анализа?

— Выяснилось, что 12% записей к врачу оказались в красной зоне. С одной стороны, это всего лишь 12%, но, с другой стороны, это миллион случаев. И сегодня по всей вертикали управления, начиная от Мэра Москвы и заканчивая руководителями медицинских учреждений, идет ежедневная работа, чтобы эту долю с 12% снизить до 2-3%.

Нас же очень радует, что мы не просто сделали некий новый инструмент, а что он уже полностью, на ежедневной основе, ассимилирован поликлиниками и органами управления здравоохранения. Это потрясающе. Понятно, что это является следствием той большой работы по внедрению записи на прием к врачу, которую мы выполнили в 2012-2013 годах.

Я также считаю важным, что эта управленческая информация формируется на принципиально новом уровне, а не через учетную систему, как обычно, с циферками, которые кто-то куда-то специально вбивает. Наша система была изначально ориентирована на пациентов и на врачей. И те, и другие совершают какие-то свои рутинные действия – записываются на прием к врачу, проводят этот прием, выписывают электронные направления. А все эти действия отражаются в системе и превращаются в реалистичную картину, которая дает возможность принимать и поддерживать управленческие решения.

Благодаря ЕМИАС создан аналитический инструментарий, доступный огромному числу пользователей – управленцев московского здравоохранения, от главных врачей до министров и Мэра. Они могут узнать, какова в тот или иной момент ситуация с доступностью медпомощи, с нагрузкой на врачей в конкретном медицинском учреждении, и так далее.

— Как идет внедрение электронных рецептов и электронной медицинской карты? Насколько мне известно, пока рецепты, даже выписанные через компьютер, приходится распечатывать и нести в аптеку на бумаге…

— В 2014 году мы достигли заметного результата при внедрении электронных рецептов. На сегодняшний день уже 78% всей выписки льготных лекарственных препаратов осуществляется в электронной форме. Это значительно оптимизировало работу врача. Мы специально проводили замеры и выяснили: если раньше на выписку одного рецепта вручную на бланке строгой отчетности уходило в среднем 3 минуты, то в электронном виде можно сделать это за 30 секунд. Умножив на 12,5 миллионов льготных рецептов, которые выписываются в год в Москве, получим колоссальную экономию времени. Сейчас предпринимаются усилия, чтобы вообще отказаться от распечатывания электронных рецептов на бумаге, для этого нужно внести изменения в федеральное законодательство. Мы очень надеемся, что в 2015 году это получится.

Что касается электронной медкарты, то уже в первом квартале этого года мы начинаем заниматься ее внедрением и тиражированием. На этот год мы поставили себе KPI — создание двух миллионов карт. Но для того, чтобы это стало возможным и врачи захотели пользоваться этим функционалом, предстоит еще решить массу вопросов. За все время работы системы мы ни разу не использовали административный ресурс и не выпускали нормативных документов, предписывающих работать в ЕМИАС. Мы делаем функционал системы таким, каким он нужен врачам – это единственный верный способ сделать так, чтоб система реально использовалась.

Поэтому нам далеко не с первой попытки удалось разработать удобный пользовательский интерфейс электронной медкарты, который мы готовы тиражировать. Он выстроен в соответствии с логикой работы врача и состоит из семи шагов – уточнение анамнеза, сбор жалоб, осмотр, запись данных по осмотру, лист назначений. Все завершается автоматическим формированием комплекта документации, выпиской необходимых направлений, рецептов и прочих бумаг по результатам приема.

Новый интерфейс электронной медкарты прошел апробацию в городской поликлинике №175, и сейчас мы готовим комплексные мероприятия по тиражированию этого опыта в другие медучреждения.

Следует отметить, что в первое время внедрение карты не облегчит жизнь врача, а увеличит нагрузку на него. Потому что даже при всех наших усилиях (за несколько лет мы обучили порядка 10 тысяч врачей "слепому" набору текста на клавиатуре) врачам все равно привычней писать от руки.

— Сложно ли перевести медицинскую документацию в электронный вид?

— Технически — не очень сложно. Но дело в том, что правила ее оформления прописаны в нормативно-правовой базе, и здесь порой возникает много вопросов и ограничений. Например, рецепт определен федеральным законом как "письменное назначение лекарственного препарата". Будет ли рецепт в электронной форме считаться письменным?

Я надеюсь, что до конца года будут внесены соответствующие поправки в законодательство, хотя, конечно, что-то поменять на федеральном уровне, даже при наличии воли, желания и стремлений всех сторон – это очень небыстрый процесс.

— Все ли планы по внедрению новых сервисов Вам удалось осуществить?

— К сожалению, динамика развития и внедрения новых сервисов оставляет желать лучшего. Но в этой ситуации никто не виноват. Это, скорее, следствие наших завышенных ожиданий.

Так, например, в июне 2014 года вице-мэр по вопросам социального развития Москвы Леонид Печатников сказал, что надо решить проблему прозрачной организации электронных очередей на редкие и дорогостоящие виды медицинских исследований. Чтобы их проводить не в поликлинике, а через общеокружные или общегородские очереди, и чтобы плановая помощь гарантированно оказывалась пациентам. К сожалению, этот сервис не готов до сих пор. Задача не настолько сложная, но решить ее все время что-то мешает, находятся еще более срочные и важные задания, которые отнимают ресурсы.

Задерживается и внедрение электронного больничного листа. Там очень несложный функционал, но пока врачи не освоили эту технологию самостоятельно, и наши сотрудники ходят по медицинским учреждениям и их обучают. Для того, чтобы пользователи лучше разбирались в функционале и быстрее осваивали новые сервисы, мы развернули 26 классов в медицинских образовательных учреждениях, и с февраля по всей Москве начнется обучение студентов 4 курсов – будущих медработников среднего звена, а также и практикующих медиков в рамках курсов повышения квалификации.

— Какие еще новые сервисы Вы планируете развивать?

— Мы собираемся сконцентрировать свои усилия на информатизации лабораторных исследований. В Северо-Западном административном округе мы провели пилотный проект по информатизации 76 видов лабораторных исследований, связанных с венозной кровью. В 2015 году я очень хочу эту работу доделать, распространив наш опыт на все 580 видов исследований. Для этого требуется провести огромную методологическую работу, но эффект будет значительным. Этим мы сильно облегчим работу врачам.

Кроме того, у нас появится возможность гибкого управления ресурсами. Получится, по сути, электронная биржа лабораторных мощностей, в том числе, с участием частных и ведомственных лабораторий. Мы сможем использовать наши лабораторные мощности, которые не всегда оптимальным образом загружены, в том числе и для того, чтобы зарабатывать деньги. Не на наших пациентах, конечно, а на заказах из частных клиник.

Кроме того, в прошлом году мы закончили работы по подключению всех амбулаторно-поликлинических учреждений к единой облачной бухгалтерии. Мы получили кладезь информации, но пока, увы, без единой методологии учета, без единой учетной политики, без единых сквозных справочников… Над этим предстоит поработать.

В ближайшие пять лет здравоохранение будет самой затратной отраслью в Москве, и, естественно, мы должны рационально подходить к деньгам, и находить внутренние резервы для развития.

Источник: "РИА Новости"

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати