RSS

Городской портал госуслуг

статистика официального веб-пространства Москвы

1 www.mos.ruОфициальный сайт Мэра Москвы 667391Количество уникальных пользователей сегодня
2 ag.mos.ruАктивный гражданин 61619Количество уникальных пользователей сегодня
3 stroi.mos.ruКомплекс градостроительной политики и строительства города Москвы 31891Количество уникальных пользователей сегодня
4 mosgorzdrav.ruДепартамент здравоохранения г. Москвы 17077Количество уникальных пользователей сегодня
5 avtokod.mos.ruАвтокод 16581Количество уникальных пользователей сегодня
Перейти к рейтингу порталов

Москва говорит



Перейти на страницу сервиса
  • вконтакте
  • facebook
  • одноклассники
  • твиттер

Выступление руководителя ДИТ А.В. Ермолаева на круглом столе "Московский регистр качества образования: проблемы и перспективы развития" в Мосгордуме

29.01.2015

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Валерьевич Ермолаев:  

Спасибо за то, что предоставлена площадка, где можно действительно в онлайн-режиме вживую услышать, увидеть и понять некоторые позиции всех заинтересованных сторон, потому что, как было правильно отмечено, заинтересантов системы крайне много. Это и ученики, учителя и педагоги, и завучи, и управленцы, и Департамент образования – очень-очень много. Соответственно, у каждого есть свои "хотелки", кто-то хочет одно, кто-то хочет другое, мы должны как-то между ними балансировать. Но основное, честно говоря, хотел сказать спасибо как раз не Мосгордуме, а основным участникам – школам, учителям и всем учащимся, которые участвовали в процессе — за реальный конструктивный подход.  Мы понимали, в какой фазе мы забирали проект в ноябре, насколько раздраженной была аудитория. И я крайне благодарен, что вся агрессия была пущена в конструктивное русло и, скорее, в помощь нам. Мы ощущали реальную поддержку, когда люди не пытались дождаться, когда мы где-то споткнемся, упадем, а действительно давали советы, которые мы могли обработать. Да, не всегда мы могли обработать большое количество рекомендаций и советов, но, даже несмотря иногда на агрессивные интонации, мы понимали, что она направлена на то, чтобы помочь и сделать.

Я сейчас расскажу, с чего начинал, какие вы передо мной ставили цели. Брал, точнее, обязательства. И что достигнуто. Но базово я бы еще раз хотел напомнить об одной задаче. Мы понимаем, что — и мы это обсуждали и с Исааком Иосифовичем — вообще вся эта проблема, связанная с Электронным дневником и журналом, вскрыла большое количество управленческих проблем, которые существуют в настоящий момент — с учетом учеников, с учетом учителей, учетом учебного времени, которое они тратят, как это взаимоувязано. То есть мы, наконец, вскрыли те проблемы. Например, то, что идет по бухгалтерии — одна информация, то, что идет по системе отчетности ведомостей – другая информация, то, что идет в электронном дневнике – третья. На самом деле все это вело к определенным тяжелым последствиям, в первую очередь, нагрузка ложилась на учителей. Напомню, что одна из задач у нас стояла в том, чтобы вообще убрать максимальное количество отчетности. Когда прозрачно у нас, преподаватель есть в бухгалтерской кадровой системе, которому начисляется зарплата, она напрямую провязана с системой его задания и как он проводит, собственно говоря, уроки, чтобы в дальнейшем полностью отказаться от дополнительных систем отчетности и не генерить эти отчеты в принципе. Основная задача, одна из основных, подчеркиваю, была в том, чтобы уделить больше времени мог учитель ученику. И для этого нужно отладить некий технологический процесс.

   
Сразу начну с того, что далеко не все проблемы решены. И было бы, наверное, странно с моей стороны сказать, что все проблемы мы решим за 60 дней. Напомню, какие стояли задачи передо мной за эти 60 дней, я в данном случае отчитываюсь от нас двоих с Департаментом образования. В первую очередь — обеспечить стабилизацию работы самой системы. Второй пункт — на что больше жалуются — что система постоянно "падала", "не можем войти", "отсюда пропадает сообщение", "пропадают отметки, пропадают преподаватели, ученики" и многое с ним. То есть первая задача, первостепенная по пирамиде Маслоу – это стабилизация работы.   

Вторая, несмотря на то, что понятно, как любая информационная система, она имеет свойство, простите за наш айтишный термин, "глючить", не работать — нужно вовремя успевать принимать обращения граждан. Точнее, не граждан, прошу прощения, хотя и их в том числе, а пользователей системы. Давать ответ и стараться вовремя устранить те или иные задачи. То есть это повышение качества обработки обращений и расширение возможностей для пользователей сервиса. Одна из многих критик была в том, что, "слушайте, у нас был такой классный журнал "х", а вы нам дали какую-то подделку, которая не содержит определенного функционала". Мы говорили о том, что мы постепенно будем дорастать. Хотя все в тот момент признавали, что были журналы Х, Y, Z и что-либо еще, и у каждого из них был свой функционал. Ровно, как мы признавали все дружно, что в тот момент ни одна из систем только не была провязана с бухгалтерской системой, в рамках которой происходили назначения преподавателей, система "Контингент", которая ведет реестр школьников и все, что с этим связано.

Что же мы делали. Я, к сожалению, заранее извиняюсь, что мне придется вставлять все-таки определенные технологические составляющие, не для того, чтобы поумничать и показать, что я разбираюсь в IT, а скорее для того, чтобы просто была лаконичность изложения, не более того. Так вот по стабилизации работы нам нужно было, в первую очередь, оптимизировать архитектуру прикладной программы обеспечения. О чем идет речь? Добавить определенное количество вычислительных мощностей, то есть сервера, чтобы большее количество пользователей отработать. И переписать во многом сам код программного обеспечения, чтобы оно позволяло работать более корректно.

Для повышения качества обработки обращений необходимо было создать реализацию полноценной схемы поддержки пользователей разноуровневой, когда у нас поддерживаются не только учителя, но отдельно идет поток по учителям, отдельно по ученикам, отдельно по родителям, и у каждого есть соответствующий регламент.

И начать переработку и разработку внедрения нового функционала. При этом это была одна из самых, как это ни парадоксально, наиболее сложных вещей, потому что, как я сказал ранее, количество предложений, которое выходило на нас вместе с Департаментом образования, измерялось тысячами. Причем очень многие предложения противоречили один другому. С доказательной базой, но, тем не менее, функционал предлагаемый противоречил.

Обращусь немного к цифрам. Я сказал действия, которые произошли. Теперь я пытаюсь объяснить, как это повлияло реально на цифры. Я беру период с 20 ноября, когда мы с вами встречались, и по 20 января. У нас произошел рост количества уникальных пользователей в полтора раза — с 400 тысяч мы перевалили за 600, и рост количества просмотров с трех миллионов возросло в три раза, до девяти миллионов. О чем это говорит? Эти важные цифры говорят о том, что, кроме того, что у нас большее количество самих пользователей пришло, эти пользователи чаще стали заходить в систему, что является доказательством стабильности системы. Всегда есть количественные и качественные оценки происходящего. Я сейчас говорю о количественных, качественные, естественно, я услышу от вас от многих, потому что вы являетесь представителями. При этом еще раз говорю, что я заранее признаю, что мы, естественно, сейчас отчитываемся по первому этапу, то, что называется, экстренной стабилизацией работы системы. Поэтому готов к конструктивной критике.

Что у нас произошло дальше. Сокращение времени полной загрузки страницы с 30 до двух секунд. Это что за термин — когда вы открываете страницу и, соответственно, пока ждете, когда последний момент появится, раньше было 30 секунд, теперь она составляет две.

Соответственно, у нас количество обращений в техническую поддержку сократилось на порядок. Причем это не образное выражение, а с 1200 до 100. Количество нерешенных в срок обращений — с 80 до 7%. Напомню, что у нас было достаточно много замечаний, связанных с тем, что "мы обращаемся в никуда и нам ничего не отвечают". Я уж молчу про то, что нужно было представить регламент, за какое время должны вам отвечать, и дальше мы, соответственно, должны были начать мониторить.

Немного затронем функционал — появление необходимых функций отчетов, которые до сих пор существуют, но которые мы хотим убрать. И рост удерживаемой нагрузки. Этот опять-таки технический термин о чем говорит – что если раньше могло зайти 9 тысяч пользователей единовременно, то теперь это было увеличено почти в три раза, до 22 тысяч.

Есть некоторые другие более детальные — сокращение количества обращений по контингенту и кадров в 10 раз произошло, сокращение времени обновления данных по реестрам с двух недель до дня, автоматизация.

На следующем слайде представлен график обращений в контакт-центр по телефону и по электронной почте. Он сократился в разы. Здесь я не буду утомлять цифрами, напомню, что важно: мы делаем публичными отчеты и регламенты на специально созданном вместе в Департаментом образования ресурсе dnevnik.mosmetod.ru, в рамках которого представлены максимальная отчетность и регламент их взаимодействия.

Реализовано решение по снижению нагрузки на всех разделах. Если раньше, представьте себе, система представляла из себя один мозг... Для простоты сравнения представьте себе, раньше это был компьютер 486-й. Проблема 486-го компьютера была в том, что у него был один процессор, и он решал все. И та функция, которая есть сейчас в современных компьютерах, когда вы можете делать две задачи одновременно, одной сидеть в контакте, другой в фейсбуке — раньше это было невозможно. То же самое происходило и с той системой. Так вот наша задача была, представьте себе еще раз, один процессор был, условно говоря, и он обрабатывал все задачи – от отчета до проставления оценки, до чего-либо еще. Сейчас мы разделили на много процессоров, что позволило одновременно обрабатывать сразу много задач — одна часть мозга работает по отчетам, другая по выставлению отметок, третья по синхронизации штата и контингента.

Соответственно, несмотря ни на что, нас продолжали атаковать, достаточно большое количество атак хакерских по взлому системы, которая отъедала большое количество ресурсов. Компьютер, как и человек, не может одновременно и фехтовать, защищаясь, и другой рукой готовить обед. Соответственно, у нас все то же самое происходило: когда происходили массовые атаки, система отъедала максимум ресурсов для того, чтобы себя защитить, и, соответственно, это выражалось в том, что у пользователя долго грузилась страница. Был реализован механизм, по которому мы отдельными ресурсами боролись и будем бороться теперь с хакерскими атаками, поставили специальную для этого систему.

Мы реализовали решения, связанные с интеграцией, я приведу некоторые примеры. Добавление атрибутивного состава — это цифра и литера класса, записи по реестру "Контингент", доработка механизма взаимодействия с реестрами. Это обновление проходит теперь ежедневно в автоматическом режиме. Это, еще раз говорю, сквозная интеграция, начиная от того, как вы, как преподаватель, зашли, и подписан приказ о том, что вы теперь преподаете, являетесь сотрудником и получаете зарплату, вы числитесь в бухгалтерии и кадрах, до непосредственно вашей записи в электронном дневнике. Для чего это нужно? Чтобы снять потом в дальнейшем систему отчетности с вас, и без вашего отчета понимать, сколько человекочасов вы преподавали, урокочасов, какова была деятельность.

То же самое касается и появления ребенка в школе: он зачисляется соответствующим приказом, соответственно, попадает в "Контингент", соответствующим образом попадает в электронный дневник и журнал. 

Что было дальше сделано? Техподдержка, реализация форм обратной связи. Напомню, что одним большим блоком являлось качество ответов группы технической поддержки. Поэтому была реализована специальная форма обратной связи, в ее рамках внедрены возможности изменения логина и пароля педагога. И также возможность изменения логина и пароля учащегося и родителей через Московский портал госуслуг, что являлось достаточно большой проблемой.

Предоставление оценок — это добавление систем весов, это реализация корректного алгоритма расчета средней и предоставления итоговой оценки за период, внедрение отметки "Н" и точки с клавиатуры и возможность удаления Excel.

Дополнительный функционал можно долго перечислять. Опять-таки мы говорим, это, скорее, для тех пользователей, которые уже в настоящий момент и так пользуются системой. Поэтому то, что появилось в системе, вы уже знаете. Поэтому я бы на этом не стал останавливаться, я бы скорее затронул то, чего вы еще не знаете, и то, что нам предстоит сделать.

Еще раз я хотел бы подчеркнуть, что, во-первых, остановить процесс совершенствования невозможно будет, мы будем улучшать, но шаг за шагом. Первая фаза была критическая, экстремальная стабилизация работы системы. Теперь мы переходим в плановый режим, в рамках которого мы будем быстрыми-быстрыми темпами догонять и совершенствовать систему. Какие задачи стоят на следующую итерацию перед нами? Добиться увеличения количества уникальных пользователей и, как следствие или как причина, увеличить рост удерживаемой нагрузки на ресурс до 30 тысяч одновременных запросов. Причем я бы хотел бы сразу обратить внимание: очень часто по этому показателю нам все говорят: "Слушайте, это же не бином Ньютона, купите еще компьютеры и все у вас будет работать". К сожалению, информационные технологии чуть сложнее, чем просто купить компьютер или просто купить сервер, который доставил бы и будет работать лучше. От того, что вы добавите к своей машине еще два колеса или еще один двигатель, она быстрее не поедет, потому что это сложный механизм по синхронизации выполнения огромного количества процессов. Поэтому для нас скачок, который мы ставим себе на следующие 60 дней — это рост нагрузки до 30 тысяч. Напомню, что сейчас этот показатель 22 тысячи. Он был 9 тысяч одновременно, стал 22 тысячи и станет 30 тысяч. Соответственно, как следствие — рост количества уникальных пользователей.

Дальше — сокращение количества нерешенных в срок обращений с 7 до 5%. К сожалению, мы все равно испытываем определенный профицит по количеству вовремя отработанных запросов, мы стараемся улучшать показатели. Почему такой незначительный  — с 7 до 5%? Дело в том, что мы хотим сократить время реакции на запросы в принципе. Наша задача — поставить перед собой более чем амбициозные планы и тем самым у нас возрастет возможное количество неотвеченных вовремя звонков, но мы их должны сократить до 5%. То есть изменение в 2% на самом деле реально больше. Если раньше там норматив, условно говоря, был четыре часа, то теперь он станет два часа. Поэтому в течение ближайшей пары недели мы объявим новые стандарты, по которым мы еще более жесткие рамки поставим для нас по группе технической поддержки.

Планируем мы обновления крупными блоками: доработка функционала работы с учащимися, находящимися на надомной форме получения образования, запуск всех доступных в настоящей системе отчетов, предоставление возможности поставить точку со сроком действия, чтобы она потом превращалась в какую-либо отметку, предоставление возможности отнесения дисциплины к тому или иному уровню образования для раздельного назначения высоких оценок, предоставление возможности отображения журналов нескольких смешанных групп в едином интерфейсе, предоставление доступа к истории изменения учебного плана, возможность отображать старые учебные планы при изменении педагога. Я назвал такие крупные блоки, это не общий перечень. Это несколько страниц убористого текста десятым шрифтом — функционал, который будет реализован в следующем релизе. Что такое следующий релиз? Это когда все изменения будут происходить — накапливаться, тестироваться и только потом запускаться. Следующий релиз в течение 60 дней должен быть запущен. У него несколько задач — увеличить производительность и стабильность, добавить вот этот функционал. Кроме обязательного функционала, есть еще ряд мелких, и опциональный, который мы хотим доработать. Мы сейчас не анонсируем, чтобы лишний раз нас не ловили на слове. Естественно, задачи перед собой мы ставим больше, чем они здесь представлены.

Еще раз, коллеги, хотел бы поблагодарить, я надеюсь, что мы в дальнейшем в таком же конструктиве будем взаимодействовать — не с целью пытаться нас переубедить, что мы сделали ошибку, сделав централизованную систему, и "давайте вернемся на какое-то время назад и каждый будет жить в своем мире", а действительно помогайте нам советами, которые бы нам позволили сделать продукт более удобным для вас. И я хотел бы сказать, что крайне важная цель стоит — сократить время работы преподавателя по отчетным и иным механизмам и больше оставить времени на работу с детьми и с учебными материалами, которые позволяют сделать наших детей более образованными.

Ознакомиться с презентацией "Стабилизация работы системы "Электронный дневник и журнал"

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати